Лариса Белькова: «Главное – быть порядочным человеком»
14.02.2018
Интервью с депутатом Барнаульской городской Думы по территориальной группе №8, директором детской школы искусств «Традиция» Ларисой Бельковой.
— Лариса Викторовна, расскажите о себе. Как начиналась Ваша профессиональная деятельность?
— В 1983 году, по окончании музыкального училища, где я обучалась на хоровом отделении, мне требовалось некоторое время отработать по специальности. И я приехала сюда, где и поступила на работу во Власихинскую 98-ю школу. Позже при институте культуры открылась новая специализация «Руководитель народного хора» (только с очной формой обучения), я решила продолжить обучение и поступила туда.
Учеба в институте дала многое — в этот период были и фольклорные экспедиции по краю, и штудирование трудов ученых-этнографов, и осознание того, что для сохранения и воспроизводства исполнительских традиций прошлого необходимо выполнение нескольких принципов: воссоздание этнокультурного пространства, преемственность, бесписьменная передача и усвоение материала, синкретизм. То есть когда пение, танец и декоративно-прикладное творчество существуют не по отдельности, а вместе, неразрывно. А понять эту целостность возможно только тогда, когда сохранена преемственность поколений, когда еще есть возможность «погрузиться» в традиции прошлого.
К примеру, в нашей школе мы не учим петь детей по нотам — к нотному стану мы обращаемся позже, когда уже в достаточной степени освоены исполнительские (певческие, танцевальные, инструментальные) навыки, сформирован слуховой опыт, развито импровизационное чутье исполнителя. Что касается фольклорного материала, то его мы черпаем из наших экспедиционных поездок по краю, архивных материалов, фольклорно-этнографических и этно-педагогических трудов известных специалистов в этой области — Васехи Л.И., Мельникова М.Н., Новицкой М.Ю., Щурова В.М., Щербаковой О.С., и др. Благодаря полученной информации, приобретённым знаниям и навыкам, нам удается реконструировать и воспроизводить не только характерные для нашей территории локальные исполнительские традиции, элементы обычаев, обрядов и праздников, семейных традиций сельского уклада, но специфические традиции ремёсел, декоративно-прикладного творчества и культурных ценностей, в целом. Сегодня село Власиха для меня, словно вторая родина. Переехав сюда в 1983 году, я часто гуляла по улицам села и думала: «Боже, в каком красивом месте я живу!». Яркой достопримечательностью Власихи является уникальный Храм иконы Казанской Божией Матери, построенный в 1901 году, претерпевший гонения в известную эпоху и возрождённый к жизни в 1998 году. Мы тесно сотрудничаем с Отцом Константином — настоятелем нашего Храма, и вместе реализовали уже не один социальный проект, взять хотя бы Рождественские концерты, Богатырскую Масленицу....
Наши ученики — не только школьники, но и воспитанники детских садов, среди которых очень много талантливых детей, интересующихся истоками нашей культуры. Еще в 1988 году на базе общеобразовательной школы № 98 был создан детский фольклорный ансамбль «Беседушка» и вот, спустя 30 лет в числе его воспитанников не только власихинцы, но и юные жители близлежащих поселков, таких как Лесной, Октябрьский, Новосиликатный.
Только представьте: нашему детскому фольклорному ансамблю «Беседушка» в 2018 году исполняется 30 лет, а еще через год мы отпразднуем 25-летие школы. За это время нам удалось воспитать тысячи детей, многие из которых связали свою жизнь с творчеством. Но, как мне кажется, не это важно. Важно то, что каждый ребенок, прошедший через нашу школу, получает прививку от бескультурья, от насилия пошлости и ширпотреба. У них формируется вкус, интерес к истории нашего народа и традициям наших предков, способность ценить красоту... Это — главное!
В настоящее время в «Традиции» обучается более 1800 детей, работает 60 педагогов. Коллектив школы работает по авторской образовательной программе, награждённой дипломом Лауреата региональной образовательной выставки «Современное образование: традиции и новаторство», дипломом Лауреата I степени Славянского общества Алтайского края, дипломом I степени краевого конкурса программ воспитания детей и молодёжи в номинации «Образовательная (учебная) программа дополнительного образования детей художественного направления». Наш авторский педагогический коллектив стал Лауреатом X всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Коллектив школы награждён Дипломом региональной выставки «Инновационная деятельность учреждений образования», включен в ежегодную общероссийскую Энциклопедию «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ — БУДУЩЕЕ РОССИИ». Школа является Лауреатом III Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей, посвященного 90-летию государственной системы дополнительного образования России, неоднократно награждалась Дипломами конкурса «ITE Золотая медаль Сибирской ярмарки УЧСИБ»; творческие коллективы и проекты награждены тремя Большими, четырьмя Малыми Медалями им. М.Н.Мельникова, двенадцатью Дипломами в различных номинациях VIII и IX региональных конкурсов «Через прошлое к будущему» в рамках ХIХ и XX международных образовательных выставок «УЧСИБа».
Школа является победителем краевого конкурса «Новая школа Алтая — 2012», в номинации «Учреждения дополнительного образования». В 2012 году коллектив школы награжден юбилейной Почетной Грамотой администрации Алтайского края за большой вклад в социально-экономическое развитие Алтайского края; Лауреат Всероссийских конкурсов: «Лучшее учреждение дополнительного образования детей в номинации «Школа искусств» (2015 год); «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров — 2016» в номинации «Лучшая детская школа искусств». Творческие проекты коллектив неоднократно становились победителями конкурса грантов Губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики, образования и воспитания детей.
— Скажите, а в общественной жизни вы принимаете участие?
— Да, с 2003 года я являюсь организатором и председателем оргкомитета ежегодного Международного этнофорума «Сибирские беседы» — это уникальное, знаковое мероприятие, которое родилось из фестиваля. Этнофорум вместил в себя множество направлений, в рамках которых проходили конференции, мастер-классы, выступления творческих коллективов. Главная идея Этнофорума — привлечь молодых педагогов заниматься фольклором комплексно, то есть не только вести непосредственно учебно-музыкальную деятельность, но и осуществлять этнохудожественное воспитание детей. Кроме этого, наша цель — приобщить детей и их родителей к многогранному, необычайно интересному, миру традиционной народной культуры, заинтересовать и увлечь их не только занятиями по исполнительскому мастерству или основам декоративно-прикладного творчества и ремёсел. Главное — научить бережному отношению к духовным ценностям и материальному наследию, чтобы мы совместными усилиями могли беречь и сохранять исконные традиции своей малой родины.
— Лариса Викторовна, в 2016 году вы были удостоены премии Губернатора Алтайского края имени С.П. Титова. Почему это событие знаменательно для Вас?
— Мы гордимся, что именно в нашем крае учреждена премия для сельских учителей-просветителей. Из года в год конкурс совершенствуется, и сегодня возможность рассказать об уникальном опыте просветительской деятельности предоставлена не только учителям, но и педагогам дошкольного и дополнительного образования. Для меня победа в конкурсе — это не только повод для гордости. Это огромный стимул для работы на перспективу, это новые возможности для достижения вершин педагогического мастерства.
— Лариса Викторовна, что повлияло на Ваше решение стать депутатом?
Прежде всего, желание продолжить ту хорошую и добрую работу, которую делает Городская Дума для всех нас. Это и программы благоустройства, согласованные с жителями, это и социальные программы, помогающие тем, кому не легко живется на пенсию, это и различные проекты, направленные на развитие системы местного самоуправления. Я убеждена, что один человек не может изменить ситуацию, но можно изменить вместе. У нас люди привыкли, что к ним должен кто-то прийти и сделать. Но это какие-то обманчивые моральные принципы — ведь ты живешь в этом дворе, так и поддерживай там чистоту и порядок. Безусловно, администрация и власть обязаны заботиться о порядке на муниципальных территориях, но и каждый человек должен в этом участвовать. Поэтому, когда мы берём какие-то точечные проблемы, то приходим и говорим, что будем работать, но только вместе с вами.
В моем округе тысячи избирателей. Порой люди задают такие вопросы, обращаются с такими проблемами, решить которые, на первый взгляд, просто невозможно. А, слушая человека, понимаешь, что оставить его без поддержки также нельзя. Моя задача — найти способ и помочь конкретным людям.
— На Ваш взгляд, почему так важна работа депутата?
— Депутат берет ответственность за судьбу страны, региона, города или поселка, за судьбы людей, которые поверили в него. Депутат должен оправдать это доверие, поэтому обязан быть профессионалом. Работая в Городской Думе, я понимаю, что меня окружают профессиональные люди. На мой взгляд, депутат, прежде всего, должен быть порядочным человеком. Он должен разбираться, вникать и понимать все проблемы и жизненные ситуации своих избирателей. Начиная от неокрашенной лавочки и заканчивая бюджетом. Несмотря на то, что работа депутата общественная, она не терпит дилетантства. Не обязательно быть профессиональным юристом, но обладать необходимой базой знаний в области муниципального строительства необходимо. Будучи педагогом, я в своей депутатской деятельности особое внимание уделяю вопросам социальной политики. Надо повышать благосостояние горожан, уровень жизни. Власть должна заниматься проблемами воспитания, организации досуга путем строительства культурно-оздоровительных объектов. Один из главных вопросов — воспитание молодёжи.
— Как Вы совмещаете основную работу и депутатскую деятельность?
— Совмещение основной работы и депутатских обязанностей требует очень много сил и энергии, даже при проведении приемов избирателей — не всегда положительные эмоции. Требуется терпение и доброжелательность. Доверие заслужить непросто. Есть хорошее выражение: «Репутация — это многократно выполненное обещание». Только обещания, данные депутатом и им выполненные, могут привести к доверию.
М.А.